Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Влияние шаманизма на изобразительное искусство Северо-Востока Китая

Аннотация

Шаманизм для многих народов северовосточного Китая является официальной религией, имеющей долгую историю и богатую культурную коннотацию. Шаманство также можно назвать определяющим фактором для изобразительного искусства многих национальностей, проживающих на данной территории. В статье рассматривается влияние этого верования на культуру населения Северо-Востока КНР. Предлагаемый ракурс ещё не получил исчерпывающего осмысления в искусствознании, что обусловливает актуальность и научную новизну исследования. В центре внимания автора – выявление взаимосвязей шаманства и изобразительного (и декоративно-прикладного) искусства Северо-Востока Китая на примере творчества современных мастеров Гуаньшэня, Гуань Юньдэ, Сунь Цзяпиня. Определено, что работы, в основе которых лежат духовные установки шаманизма, отличаются природной тематикой, этническими мотивами, атмосферой присутствия потусторонних сил сквозь призму запечатления авторами обрядовой символики, религиозных образов. 

Об авторе

Ван Бэйбэй
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского; Академия изобразительного искусства и художественного дизайна Университета Цицикар
Россия

Ван Бэйбэй, аспирант; преподаватель (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор М.В. Москалюк)

660049, Красноярск

161006, Цицикар, провинция Хэйлунцзян, Китайская народная республика



Список литературы

1. 卢禹舜. 黑龙江美术发展简史研究[M]. 哈尔滨:黑龙江人民出版社, 2004. 180 с. Лу Юйшунь. Краткая история развития изобразительного искусства в Хэйлунцзяне. Харбин: Народное издательство Хэйлунцзян, 2004. 180 с.

2. 张景明,闫海涛. 东北民间美术的分类与特 // 文艺评论,2014. № 5. С. 175–181. Чжан Цзинмин, Ян Хайтао. Классификация и характеристики народного искусства северо-восточного Китая // Литературный обзор. 2014. № 5. С. 175–181.

3. 曹保明,丰雪岩,王肃东北民间艺术地域文化认知探究 刀艺术教育,2017. № 16. С. 78–83. Цао Баомин, Фэн Сюэян, Ван Су. Северо-восточное народное искусство. Культурологическое исследование региональной культуры. Искусство изготовления ножей // Образование. 2017. № 16. С. 78–83.

4. 中国东北民间美术遗产研究新论。大连大学学报 2015, № 2. С. 21–30. Новая теория изучения наследия народного искусства в Северо-Восточном Китае // Журнал Даляньского университета. 2015. № 2. С. 21–30.

5. 张嘉怡,萨满文化的发展与传承,大东方 年第期, 2018. № 2. С. 17–20. Чжан Цзяи. Развитие и наследование шаманской культуры // Великий Восток. 2018. № 2. С. 17–20.

6. 张婷.吉林省萨满文化旅游开发研究.黑龙江民族丛刊, 2011. № 4. С. 77–81. Чжан Тин. Анализ развития культурного туризма в Шамане, провинция Цзилинь // Хэй-лунцзянская этническая серия. 2011. № 4. С. 77–81.

7. 郭淑云,萨满教的造型艺术特征[J]民族艺术, 2003. № 1. С. 63. Го Шуюнь, Особенности изобразительного искусства шаманизма // Национальное искусство. 2003. № 1. С. 63.

8. 杨智宏 ,中国民间美术丛书—萨满剪纸. 辽宁美术出版社,2004. 284 с. Ян Жихонг, Китайская народная живопись – бумажные вырезки шаманов. Шэньян: Ляонинское художественное издательство, 2004. 284 с.

9. 汪小洋 ,中国宗教美术史料辑要. 上海大学出版社,2011. 228 с. Ван Сяоян, Сборник материалов по истории китайской религиозной живописи. Шанхай: Издательство Университета Шанхая, 2011. 228 с.

10. 张光直 ,美术,神话与祭祀.生活读书新知三联书店,2013. 250 с. Чжан Гуаньчжи, Изобразительное искусство, мифы и ритуалы. Женьчжоу: Издательство «Три семёрки», 2013. 250 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бэйбэй В. Влияние шаманизма на изобразительное искусство Северо-Востока Китая. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(2):99-109.

For citation:


Beibei V. THE INFLUENCE OF SHAMANISM ON THE VISUAL ARTS OF NORTHEAST CHINA. ARTE. 2023;(2):99-109. (In Russ.)

Просмотров: 313


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)