Влияние шаманизма на изобразительное искусство Северо-Востока Китая
Аннотация
Шаманизм для многих народов северовосточного Китая является официальной религией, имеющей долгую историю и богатую культурную коннотацию. Шаманство также можно назвать определяющим фактором для изобразительного искусства многих национальностей, проживающих на данной территории. В статье рассматривается влияние этого верования на культуру населения Северо-Востока КНР. Предлагаемый ракурс ещё не получил исчерпывающего осмысления в искусствознании, что обусловливает актуальность и научную новизну исследования. В центре внимания автора – выявление взаимосвязей шаманства и изобразительного (и декоративно-прикладного) искусства Северо-Востока Китая на примере творчества современных мастеров Гуаньшэня, Гуань Юньдэ, Сунь Цзяпиня. Определено, что работы, в основе которых лежат духовные установки шаманизма, отличаются природной тематикой, этническими мотивами, атмосферой присутствия потусторонних сил сквозь призму запечатления авторами обрядовой символики, религиозных образов.
Об авторе
Ван БэйбэйРоссия
Ван Бэйбэй, аспирант; преподаватель (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор М.В. Москалюк)
660049, Красноярск
161006, Цицикар, провинция Хэйлунцзян, Китайская народная республика
Список литературы
1. 卢禹舜. 黑龙江美术发展简史研究[M]. 哈尔滨:黑龙江人民出版社, 2004. 180 с. Лу Юйшунь. Краткая история развития изобразительного искусства в Хэйлунцзяне. Харбин: Народное издательство Хэйлунцзян, 2004. 180 с.
2. 张景明,闫海涛. 东北民间美术的分类与特 // 文艺评论,2014. № 5. С. 175–181. Чжан Цзинмин, Ян Хайтао. Классификация и характеристики народного искусства северо-восточного Китая // Литературный обзор. 2014. № 5. С. 175–181.
3. 曹保明,丰雪岩,王肃东北民间艺术地域文化认知探究 刀艺术教育,2017. № 16. С. 78–83. Цао Баомин, Фэн Сюэян, Ван Су. Северо-восточное народное искусство. Культурологическое исследование региональной культуры. Искусство изготовления ножей // Образование. 2017. № 16. С. 78–83.
4. 中国东北民间美术遗产研究新论。大连大学学报 2015, № 2. С. 21–30. Новая теория изучения наследия народного искусства в Северо-Восточном Китае // Журнал Даляньского университета. 2015. № 2. С. 21–30.
5. 张嘉怡,萨满文化的发展与传承,大东方 年第期, 2018. № 2. С. 17–20. Чжан Цзяи. Развитие и наследование шаманской культуры // Великий Восток. 2018. № 2. С. 17–20.
6. 张婷.吉林省萨满文化旅游开发研究.黑龙江民族丛刊, 2011. № 4. С. 77–81. Чжан Тин. Анализ развития культурного туризма в Шамане, провинция Цзилинь // Хэй-лунцзянская этническая серия. 2011. № 4. С. 77–81.
7. 郭淑云,萨满教的造型艺术特征[J]民族艺术, 2003. № 1. С. 63. Го Шуюнь, Особенности изобразительного искусства шаманизма // Национальное искусство. 2003. № 1. С. 63.
8. 杨智宏 ,中国民间美术丛书—萨满剪纸. 辽宁美术出版社,2004. 284 с. Ян Жихонг, Китайская народная живопись – бумажные вырезки шаманов. Шэньян: Ляонинское художественное издательство, 2004. 284 с.
9. 汪小洋 ,中国宗教美术史料辑要. 上海大学出版社,2011. 228 с. Ван Сяоян, Сборник материалов по истории китайской религиозной живописи. Шанхай: Издательство Университета Шанхая, 2011. 228 с.
10. 张光直 ,美术,神话与祭祀.生活读书新知三联书店,2013. 250 с. Чжан Гуаньчжи, Изобразительное искусство, мифы и ритуалы. Женьчжоу: Издательство «Три семёрки», 2013. 250 с.
Рецензия
Для цитирования:
Бэйбэй В. Влияние шаманизма на изобразительное искусство Северо-Востока Китая. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(2):99-109.
For citation:
Beibei V. THE INFLUENCE OF SHAMANISM ON THE VISUAL ARTS OF NORTHEAST CHINA. ARTE. 2023;(2):99-109. (In Russ.)