Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Артикуляция в фортепианных произведениях С.С. Прокофьева

Аннотация

В статье рассматривается артикуляция как важное средство выразительности в композиторском, исполнительском и педагогическом творчестве. Анализируются штрихи как средство артикуляции, позволяющие максимально полно отразить художественный образ. Особенности артикуляции выявляются на примере сочинений Прокофьева: «Сарказмы», «Мимолётности», Сонаты № 5, № 6, № 7 и № 8. Показываются её наиболее значимые черты: полифункциональность, смысловая многогранность, дифференциация фактуры. Подчёркивается инструментальная специфика и предлагаются решения технических приёмов, создающих штриховую палитру пианиста. Подтверждаются возможности артикуляции в плане фонетического характера, одновременно указывается способность её создавать целостное произносительное качество. Проводится терминологический анализ современных исследовательских мнений о структуре самого понятия. Делаются выводы о комплексном характере артикуляции, особых отношениях со средствами выразительности: темпом, метроритмом, динамикой, педализацией. Артикуляция всегда связана с концепцией произведения. В случаях, когда знаки артикуляции выписаны автором в тексте, их произвольное изменение приводит к потере смысла исполняемой музыки. В пьесах Прокофьева артикуляция несёт отпечаток его индивидуальности, поэтому внимание к интерпретации артикуляционных указаний обеспечивает адекватность восприятия художественного замысла

Об авторе

Н. М. Смирнова
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Россия

Смирнова Наталья Михайловна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры специального фортепиано

410012, Саратов



Список литературы

1. Асфандьярова А. И. Семантика и артикуляция образов пасторали в медленных частях фортепианных сонат Гайдна: методическая разработка. Уфа: РИО УГИИ, 2001. 24 с.

2. Браудо И. А. Артикуляция (О произношении мелодии). Л.: Музыка, 1973. 198 с.

3. Булатова Л. Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII – первой половины XIX века: учебное пособие. М.: Музыка, 1991. 125 с.

4. Валеева Ф. Х. Развитие артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста в процессе исполнительской подготовки на этапе высшего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 141 с.

5. Демченко А. И. Формула экспансионизма. Один из прогнозов отечественной музыки начала XX века // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 2. С. 27–35.

6. Долинская Е. Б. Неповторимые сказочники: С. Прокофьев и Н. Метнер // Художественное образование и наука. 2021. № 2 (27). С. 180–184.

7. Имханицкий М. И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании. Изд. 2-е. М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. 232 с.

8. Кондаков И. В. Эристика в культуре XX века // Культурология. XX век: энциклопедия / Гл. ред. Левит С. Я. / В 2-х т. Т. 2. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. С. 393–399.

9. Медушевский В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Музыкальная психология: хрестоматия / Сост. М. С. Старчеус. М.: МГК, 1992. 210 с.

10. Смирнова Н. М. Артикуляция в клавирных сочинениях Моцарта // Музыка и время. 2015. № 9. С. 31–38.

11. Прокофьев С. С. Дневник 1907–1933. В 3-х т. Т. 3. 1926–1933. М.: Классика-XXI, 2017. 1808 с.

12. Прокофьев С. С. Автобиография. М.: Классика-XXI, 2007. 528 с.

13. Цукер А. М. Между моцартианством и соцреализмом // С. С. Прокофьев: к 125-летию со дня рождения. Письма, документы, статьи, воспоминания. М.: Композитор, 2016. С. 408–422.

14. Шнитке А. Г. Слово о Прокофьеве // Беседы с Альфредом Шнитке / Сост. А. В. Ивашкин. М.: Классика-ХХI, 2005. 320 с.


Рецензия

Для цитирования:


Смирнова Н.М. Артикуляция в фортепианных произведениях С.С. Прокофьева. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2022;(2):71-80.

For citation:


SMIRNOVA N.M. ARTICULATION IN S. PROKOFIEV’S PIANO COMPOSITIONS. ARTE. 2022;(2):71-80. (In Russ.)

Просмотров: 273


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)